Katerina Kelberg
Информация вытесняет творчество
2020/июнь
Размышления последних лет и особенно ваши посты в карантинное время привели меня к выводу, что в нашей жизни сейчас, при всем ее разнообразии, стало катастрофически мало творчества. Да, это, как ни странно, так. В последнее время набирают силу книги и семинары на тему «разреши себе творить» и «открой в себе художника». Почему так? Казалось бы, кто запрещал тебе творить? Я думаю, это происходит потому, что в нашем мире информация вытеснила творчество. Мы привыкли потреблять информационный контент и почти разучились творить. А запрос на творчество остался, отсюда этот голод, жажда какой-то реализации - «знать бы еще какой».
Я пришла к такому выводу, изучая цвет. Раньше цвет был неким кодом, посланием, особенно в сфере костюма и, позже, в сфере садовых цветов. Был определенный язык цветов, которым объяснялись между собой мужчина и женщина. Каждый цветок, да еще и определенного цвета, что-то обозначал. Костюм был регламентирован обществом, но при этом оставалось место для творчества и для того, чтобы с помощью одежды заявить о себе. Неслучайно невзрачных девушек называли «серой мышью», а роковые красавицы почти всегда одеты в красное. Костюм был элементом общения.
Сейчас жизнь ускорилась, специально наряжаются только отдельные модницы, а мы в массе своей выбираем удобную одежду, не задумываясь о том, какую смысловую нагрузку она несет. Пусть об этом думает дизайнер, который создал эту вещь, или стилист, который уже оптимально подобрал мне гардероб. Собираясь на работу, мне некогда думать о том, что я хочу сказать обществу, надевая именно эту юбку с этой блузкой. А если я все же что-то хочу сказать, то что я делаю? Покупаю свитшот или футболку с надписью. И заодно снимаю с людей нагрузку по расшифровке моего костюма – прочитал надпись и все понял обо мне. Почему сейчас так популярны вещи с надписями? Потому что они передают те сигналы и смыслы, которые мы еще умеем читать, то есть текстовые. Почему популярен рэп? Потому что текст. Не музыка, которую надо еще «раскодировать» для себя, а понятный текст, наложенный на ритм.

И хотя это прекрасно, но надписи – творчество дизайнера. А где же мое, личное творчество, где моя территория, на которой я определенным нарядом, цветовыми сочетаниями создаю свое собственное послание? Вот эта моя территория сжимается, несмотря на битком забитый шкаф. Потому что за меня уже все решено – брендами с их позиционированием, рекомендациями по цветотипам и так далее.

И это я говорю сейчас только об одежде и о цветах, но тенденцию можно проследить всюду.
Недавно мне попалась информация о новом приложении «игра-беседа», состоящем из карточек с вопросами: приложение помогает лучше узнать себя или партнера. Идея замечательная и приложение быстро набирает популярность. Но о чем это говорит? О том, что даже в личной беседе не осталось места творчеству и индивидуальности. Даже для такого занятия нам нужна шпаргалка.

Или вот те же соцсети – эмоциональные лайки уже придуманы за нас. Можно поставить сердечко и не тратить силы на то, чтобы придумать комментарий, выражая свою эмоцию в словах. То же касается личной переписки. Вы помните, что когда-то мы подписывали открытки от руки, отправляя их по почте? Это ж каждому человеку нужно было написать отдельное пожелание! Сейчас мы чаще всего получаем поздравления в виде пересылаемых в мессенджерах видео. Даже здесь не осталось места творчеству. На любой праздник я получаю поток таких видео и картинок, дублирующих друг друга, и единицы искренних сообщений, написанных лично мне. Мы разучились проявлять собственную индивидуальность, а как следствие – творить.
Собственно, все эти проблемы современного общества сильно обострились в карантин, который стал невыносимым для многих, и это при наличии интернета, книг, телевидения, телефонной и видеосвязи с друзьями. Наша жизнь сейчас состоит из скорости и информации. И этот вектор прямо противоположен творчеству, для которого нужна пустота. Исчезла скорость и плотная заполненность жизни, образовалось свободное пространство. И его бы заполнить творчеством – ведь, казалось бы, оптимальный момент. Но мы, увы, разучились творить…

Любое творчество заключается в том, чтобы найти что-то внутри себя и развить, а потом выпустить это наружу, оформив известными человечеству способами. Но в загроможденном информацией сознании сложно найти что-то, да и лениво. Привычней открыть интернет, чтобы снова потреблять бесконечный контент, благо он сейчас на редкость разнообразен.

Но запрос на реализацию своего «Я» никуда не исчез, люди остались такими же. Поэтому мы ищем шпаргалки, подсказки, как творить, как выпускать наружу то, что живет внутри. Цепляемся за любую соломинку в попытках нащупать себя, узнать и проявить. Переживания, эмоции, страхи, желания – они есть у каждого, и нужно время от времени их выпускать в пространство.