Katerina Kelberg
"Фея" Анны Меликян
30 апреля вышел новый фильм Анны Меликян.

Рассказываю, чем он зацепил меня
2020/май
30 апреля 2020 года вышел фильм «Фея». Я специально не читала ни одного обзора или анонса, не знала, о чем он, и не хотела знать, хотела воспринять все с чистого листа. И фильм зацепил. Больше, чем все предыдущие...

Фильм Анны Меликян, как всегда, про любовь. Необычная странная девушка резко врывается в жизнь успешного москвича и переворачивает его мир с ног на голову. И вдруг – неожиданно – Андрей Рублев. Да, потому его творчество – это тоже про любовь. Но фильм не о нем, фильм о нас и о проблемах нашего современного общества… Удивительно, что в сюжет, рассказывающий о современном фашизме, об убийствах, о виртуальном мире компьютерных игр, о бесконечной борьбе активистов, вплетено творчество Рублева, его фрески, иконы, история его жизни, о которой мы, к сожалению, практически ничего не знаем. Еще более удивительно, что это получилось естественно, и меня, как художника, не только не коробит, более того, мне нравится, как это сделано. Мне нравится медитативное погружение в прошлое, которое находит отражение в настоящем. Фильм знакомит нас с искусством Рублева через личные чувства, потому что только так можно его узнать.
Помню, я так же сидела на лавочке в Третьяковке перед иконами как героиня фильма, не в силах оторваться от них и уйти...
Я жалела, что «Фея» вышла в такой тяжелый для нас момент пандемии и не попала на экраны кинотеатров. Но посмотрев фильм, поняла, что все правильно – это судьба, так и должно было быть. «Фею» нужно смотреть сосредоточенно, в тишине и одиночестве, погружаясь в фильм медленно как в сон.

Мы привыкли нестись с огромной скоростью в быстроменяющемся мире. На этой скорости мы потребляем информационный контент, который заполняет мозг, не проникая в душу. И только искусство может пробить оболочку информационной замусоренности и пробраться вглубь. Вытащить душу из скорлупы суеты и поставить перед зеркалом: «Вот, посмотри на себя. Кто ты? Что ты сделал? Что ты хотел сделать? Что мог? Что главное для тебя в этой жизни? Кого ты любишь?»

Фильм вышел вовремя, он нужен, необходим нам именно сейчас, когда карантин запер многих в своих квартирах, когда мы начали переосмыслять жизнь.
- Ну неужели тебя всегда любили в ответ?

- Конечно.

- Тебе понравилась девушка и что, она сразу твоя?

- Ну, конечно. Пошел, взял. Сложно что ли?
«Ну, конечно, будущее за виртуальной реальностью. Человеку, который живет в режиме офлайн, нужно очень многое. Человеку, который живет в режиме онлайн, нужно всего две вещи – рабочий стол и компьютер. Поэтому в будущем государству будет выгоднее загонять людей в онлайн», – говорит герой фильма. Кстати, цитату привожу не полностью: смотрите фильм, это гениальный монолог. Фильм снимался в 2017-м году и, неожиданно для всех, это «будущее» уже наступило на момент премьеры – в 2020-м мы спрятались в своих домах. И задумались над тем, что нам необходимо для жизни, а без чего можно обойтись.

Виртуальная реальность оказывается не такой уж и виртуальной, воображаемый мир тесно связан с тем, что мы делаем в реальности. А реальная жизнь весьма жестока и не прощает ошибок. Фильм не из легких, он заставит как посмеяться, так и поплакать. Но режиссер дает нам надежду на то, что любовь и сила духа могут победить все – у истории светлый конец.
- Может, она ему не нравится.

- Ты чё? Это дочка моя, как она может вообще кому-то не нравиться?!
Незримая фигура Андрея Рублева легкой поступью проходит через весь сюжет, связывая прошлое и настоящее, давая понять, что все в этом мире повторяется. Мне нравится, что в фильме звучат мои мысли: странно, что золотой иконостас закрывает в Успенском соборе рублевские фрески. Помню, когда я оказалась в соборе первый раз, я не могла понять, почему там так не в тему иконостас в стиле барокко. Потом купила книжку, прочла, узнала, что иконостас установили во времена Екатерины II. Императрица, посетив собор, огорчилась его ветхости и выделила средства на обновление. В нем установили золотой иконостас с иконами итальянской живописи, а иконы кисти Рублева продали в село Васильевское Шуйского уезда... "Ничего не меняется в мире, каждый раз история повторяется, двигаясь по спирали", – думала я, гуляя по городу. У каждого времени свои каноны красоты, мы часто бываем безжалостны к искусству наших предков. Но настоящее искусство вечно, потомки обнаруживают гениальные фрески, скульптуры, живопись. И снова учатся у теперь уже далеких предков. Сейчас мы ценим иконы Рублева выше золота.
Мне нравится, что Анна Меликян затронула эту историю в своем фильме. Я уверена – «Фею» посмотрят многие, и если современная модная молодежь отправится в музеи изучать не только Фриду Кало, но и Андрея Рублева, я буду счастлива.

В искусстве сейчас важнее протест или призыв, хайп, как мы любим говорить. Красота и духовность отошли на задний план. Но протест – штука временная, а настоящее искусство – вечно. А что может жить вечно, кроме любви?

Почему рублевские росписи, пострадавшие от времени, сырости, копоти смотрятся сегодня так, будто их только вчера написали? Потому что лики у них живые, одухотворенные, теплые, в них живет любовь.

«Фея» напоминает нам об этом, давая понять, что главная ценность – любовь, и ее никак нельзя утратить.